Импульсные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора
Каким бы современным не был ваш автомобиль, его аккумулятор все равно надо периодически подзаряжать. А это значит, что без зарядного устройства не обойтись. Если выбирать между трансформаторным и импульсным ЗУ, лучше предпочесть второй вариант. В этой статье речь пойдет именно об импульсных зарядных устройствах (ИЗУ).
Содержание
Что такое ИЗУ и как оно работает
ИЗУ состоят из таких деталей, как:
- импульсный трансформатор небольшого размера;
- диодный выпрямитель;
- стабилизирующий блок;
- система индикации;
- электронный модуль для контроля напряжения.
Импульсная подача тока позволяет обойтись без магнитного стержня и обмотки трансформатора, поэтому прибор прибор отличается своей компактностью.
Схема импульсного зарядного устройства:
При включении устройства его трансформатор и электронный модуль начинают генерировать высокую частоту, в результате чего происходит повышение входного напряжения. Постепенно напряжение преобразовывается, а его значение понижается. К аккумуляторной батарее устремляется ток, величину которого контролируют специальные электронные блоки. Когда процесс зарядки подходит к концу, блокируется диодный выпрямитель и прибор отключается.
Процесс зарядки может проходить:
- с помощью постоянного напряжения;
- с помощью постоянного тока;
- в комбинированном режиме.
Если АКБ заряжается в режиме постоянного напряжения, нужно постоянно контролировать силу тока. При использовании трансформаторных ЗУ это приходится делать вручную, а импульсные зарядники делают это автоматически. Таким образом, процесс зарядки при помощи ИЗУ занимает меньше времени.
Что касается зарядки в режиме постоянного тока, то это не самый оптимальный вариант. Многие выбирают его, так как он занимает меньше времени. Но часто из-за скачков напряжения пластины аккумулятора быстро приходят в негодность. Плюс импульсных зарядок в том, что все они оснащены стабилизатором сетевого напряжения.
Самой мощной и эффективной является комбинированная зарядка. Принцип ее у всех импульсных зарядок один: сначала происходит традиционный заряд, где течет постоянный ток, затем после определенного значения или времени, устройство само переключает режим на переменный ток, сводя постепенно к нулю напряжение. Благодаря такому принципу практически нет испарения вредных газов и электролит не может вскипеть.
Преимущества и недостатки ИЗУ
Импульсное зарядное устройство как и любое другое ЗУ обладает рядом преимуществ и недостатков.
К преимуществам относятся:
- Небольшой размер. Это позволяет спокойно брать его в поездку и использовать в экстренных ситуациях.
- Простота в использовании. В работе даже самого усложненного ИЗУ разберется самый малоопытный автолюбитель.
- Автономность. Участие человека во время подзарядки не требуется.
- Наличие защитных функций. Большое количество стабилизаторов и преобразователей напряжения уберегут аппарат от преждевременной поломки.
К недостаткам причисляют следующие моменты:
- при поломки придется покупать новое устройство, так как отремонтировать старое в 95% случаев невозможно;
- по сравнении с трансформаторными ЗУ данный прибор достаточно дорого стоит.
Обзор лучших моделей
Далее представлен топ-5 лучших импульсивных устройств для подзарядки автомобиля, которые можно легко найти в продаже и купить.
Bosch C7
Такая модель зарядки создана для свинцово-кислотных и открытых аккумуляторных батарей, напряжения которых до 24 В. Прибор обеспечивает заряд второй раз с такой же емкостью, как и первый.
Производители Bosch добавили встроенную защитную систему, которая не позволяет прибору перегреваться или неправильно переключаться.
Средняя цена прибора – 7100 р.
Почему стоит приобрести данную модель:
- легко использовать, инструкция написана очень простым языком;
- «крокодилы» фиксируют сильно, не спадают;
- большой срок службы;
- устройство полностью автоматизировано;
- все функции полезные, и нет ни одной ненужной.
Недостатки модели:
- по многим меркам у зарядки высокая цена;
- после поломки обычно не подлежит ремонту;
- не сможет запустить полностью разряженный аккумулятор.
Elitech УЗИ 40/12
Прибор обладает мощностью до 40 Ватт, а напряжение только до 12 Вольт. В основном предназначен для свинцово-кислотных батарей любого типа. Присутствует защита от инверсии полярности.
Средняя цена – 2000 рублей.
Преимущества устройства:
- кабеля изолированы от разрывов и истирания;
- процесс подзарядки можно контролировать с помощью подсвечивающегося индикатора;
- есть функция автоматического отключения при перегрузке и замыкания в системе;
- возможно хранить в любом месте, так как прибор очень компактный.
Отрицательные моменты отсутствуют.
Wester CD-7200
Средняя цена – 4 800 рублей.
Преимущества в использовании:
- потребляет немного мощности;
- вес прибора всего 900 грамм;
- подходит для подзарядки различных типов аккумуляторов;
- корпус сделан из прочного цельного пластика, что позволяет прибору работать дольше 5 лет.
Недостатки:
- достаточно дорого стоит;
- очень запутанный интерфейс и непонятная инструкция;
- несмотря на описание о неплохой токопроводимости – ток заряда малый.
Автоэлектрика Т-1001А
Данное подзаряжающее устройство не частично, а полностью работает в режиме автомата.
Плюсы прибора:
- все провода изолированы дополнительным материалом, что помогает уберечь их от перетирания, перегрева и перенапряжения;
- контролировать работу прибора легко с помощью дополнительных индикаторов, которые показывают степень заряженности АКБ;
- имеет четыре пластиковых ножки на нижней стенке;
Минусы модели:
- совершенно не подойдет для работы в условиях плохой погоды;
- не годится для работы с совершенно разряженным аккумулятором.
Optimate 6
Работает полностью в автоматическом режиме. Сам настраивает подходящий режим, заряжая разряженную аккумуляторную батарею.
Преимущества прибора:
- пластиковые чехлы на клеммах предохраняют от переломов, возгораний и перенапряжения;
- на верхней крышке представлена краткая инструкция по применению, а сзади расположена небольшая по размерам вентиляционная сетка;
- для хранения зарядки есть специальный тканевый мешок, чтобы прибор хорошо сохранился;
- корпус предохранен от влаги и попадания мелких песчинок грязи;
- устройство способно зарядить полностью разряженный аккумулятор.
Минусы данной модели:
- устройство предпочитает выполнять свою работу малыми токами.
Как сделать ИЗУ своими руками
Собрать зарядку с импульсивной передачей тока – задача не из легких. Даже профессиональному подготовленному автолюбителю будет сложно поначалу понять, как собрать такое зарядное устройство самому.
Мощность его должна быть не менее 150 Вт. Преимущество нового БП в том, что он уже гарантировано защищен от коротких замыканий и перегрузок.
Чтобы превратить БП в ИЗУ потребуется:
- заменить 2 резистора, чтобы увеличить диапазон регулировки напряжения в пределах от 9 до 20В;
- заменить конденсаторы с напряжением в 16 в на те, которые имеют напряжение 25 в;
- перепаять провода;
- подключить вольтметр амперметр к выходу блока питания.
Подробно об изготовлении самодельного ИЗО рассказывается в видео:
Импульсные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов уже заслужили доверие автолюбителей и имеют хорошие отзывы. Главное, правильно выбрать устройство и научиться им пользоваться. При необходимости можно изготовить прибор самостоятельно.
Далее представлено видео о том, какое ЗУ лучше выбрать, импульсное или трансформаторное: