Советы по выбору зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Доброй половине систем современного автомобиля требуется энергообеспечение, за что отвечает штатный аккумулятор (АКБ). Подзарядка батареи ложится на плечи местного генератора. Но в ряде случаев последний не всегда справляется со своей задачей. Поэтому приходится прибегать к помощи специальных зарядных устройств (ЗУ).
В статье расскажем как и какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора выбрать и купить?
Содержание
Для чего необходим прибор
Самый распространённый сценарий – попытки запустить двигатель автомобиля в мороз. Если машина всю ночь простояла на стоянке при минусовой температуре, то завести её будет не так просто. То же самое происходит при длительном хранении техники. Заряд аккумуляторной батареи попросту иссекает.
Виды устройств
Данный сегмент предлагает широкий выбор устройств разного типа. То есть универсальных ЗУ, которые идеально подходят для всех автомобилей, аккумуляторов, а также сценариев нет. Выбор конкретного оборудования зависит от параметров транспортного средства и поставленных задач.
Зарядно-предпусковое устройство
ЗПУ придётся особенно кстати, если аккумулятор нельзя снимать с автомобиля в принципе. Подобные требования характерны для современных транспортных средств до отказа напичканных электроникой. К примеру, автоматическая коробка, бортовой компьютер, противоугонные системы и т.п.
ЗПУ подпитывает автомобильный аккумулятор сравнительно небольшим током, либо напряжением. Процедура донельзя простая, но занимает достаточно много времени: подсоединяем провода к аккумулятору и подключаем зарядное устройство к сети.
Плюсы зарядно-пускового устройства:
- сравнительно небольшие габариты;
- полная автоматизация;
- демократичная стоимость.
Минусы:
- нет возможности подпитки полностью разряженного аккумулятора;
- продолжительное время зарядки.
Пуско-зарядное устройство
ПЗУ отличаются от ЗПУ заметно большей отдачей. Оборудование может работать не только в режиме базовой подзарядки, но и полностью восстановить иссякший запас энергии. Однако, последняя функция предполагает полное отключение штатного аккумулятора, что может негативно сказаться на энергозависимых системах автомобиля.
Ещё одна важная особенность ПЗУ – экстренный запуск двигателя. То есть в случае, когда аккумулятор полностью разрядился, его можно использовать в качестве штатной батареи. В зимнее время ПЗУ будут особенно полезны.
Плюсы пуско-зарядного устройства:
- подзарядка аккумуляторов с полностью истощённым зарядом;
- функция экстренного пуска;
- возможность прямого подключения без штатного аккумулятора.
Минусы:
- заметно больший вес в сравнении с ЗПУ;
- высокая стоимость оборудования.
Портативный зарядник
Здесь мы имеем аналог ПЗУ, где ключевым элементом является автономность. Устройства также могут работать напрямую, то есть без автомобильного аккумулятора. Однако производители как ПЗУ, так и транспортных средств настоятельно не рекомендуют такой формат использования.
Важные характеристики такого оборудования – ёмкость и пусковой ток. Чем выше эти показатели, тем больше отдача.
Автономное ПЗУ чем-то схоже с Powerbank. Внутри те же аккумуляторы и плата с интерфейсами. Критичное отличие Powerbank от ЗПУ – возможность последнего выдавать пиковый ток более 200 А.
Полезно также почитать: Как заряжать EFB-аккмулятор
Виды по принципу зарядки
Зарядное устройство может подпитывать аккумулятор двумя способами – постоянным током, либо постоянным напряжением. Также встречается комбинированное оборудование, где реализованы оба варианта подзарядки.
Постоянный ток
Оборудование использует постоянный ток, показатель которого должен быть в районе 10% от максимальной ёмкости аккумулятора (А*ч). Если параметры ЗУ ниже оптимальных значений, то батарея будет заряжаться дольше, а если выше, то аккумулятор может вовсе выйти из строя.
В продаже можно встретить устройства с автоматической, полуавтоматической и настраиваемой зарядкой. Режим постоянного тока не лучшим образом сказывается на эксплуатационных качествах АКБ, поэтому часто прибегать к нему не рекомендуется.
Плюсы постоянного тока:
- быстрая зарядка;
- большой выбор устройств для всех типов аккумуляторов;
- возможность автоматической зарядки (вариативно).
Минусы:
- частое использование режима постоянного тока снижает отдачу АКБ;
- высокая стоимость оборудования.
Постоянное напряжение
Это оптимальный вариант для современных АКБ. Принцип зарядки прост: напряжение постоянное, в то время как показатели тока меняются в зависимости от имеющейся ёмкости аккумуляторной батареи. К примеру, при подпитке АКБ с 95% заряда, ток понижается на 5% от исходных показателей, а при 100% падает до нуля.
Плюсы постоянного напряжения:
- безопасно для АКБ;
- сравнительно невысокая стоимость оборудования;
- простота использования.
Минусы:
- продолжительное время подзарядки;
- подходит не для всех аккумуляторов.
Комбинированные устройства
Оборудование такого плана предполагает смену режимов непосредственно в момент подпитки. Примерно до 50-60% от заряда АКБ устройство работает в режиме постоянного тока, а после подключается постоянное напряжение.
Это своего рода золотая середина. Комбинированный метод позволяет быстрее подзарядить АКБ и при этом не так пагубно сказывается на работоспособности батареи.
Плюсы комбинированных устройств:
- подходят для любых аккумуляторов;
- автоматизация процесса зарядки (вариативно);
- высокая скорость подпитки.
Минусы:
- дороговизна устройств;
- сложность в обслуживании.
Трансформаторный зарядник
Трансформаторные ЗУ считаются устаревшими. Оборудование понижает частоты и выпрямляет ток во время зарядки. Устройства достаточно мощные, надёжные, но вместе с тем массивные. Чаще всего их используют на автостоянках или СТО, то есть стационарно.
Одно из явных преимуществ трансформаторных ЗУ – обилие настроек. Здесь можно регулировать как ток, так и напряжение. К тому же оборудование такого плана не создаёт радиопомех, что в ряде случаев может быть критичным качеством.
Плюсы трансформаторных ЗУ:
- надёжность;
- ремонтопригодность;
- регулировка параметров в широких пределах;
- отсутствие радиопомех.
Минусы:
- сложность настроек;
- необходимость постоянного контроля за процессом зарядки;
- большая масса/габариты.
Импульсный
Оборудование в момент зарядки понижает напряжение до оптимальных значений. Устройство также является выпрямителем и стабилизатором тока. Новые модели импульсных ЗУ – это практически полностью цифровая техника с дисплеем и автоматическими режимами.
В продаже можно встретить технику, поддерживающую все типы подзарядки: ток, напряжение и комбинированный режим. Оборудование бывает как пусковым, так и предпусковым.
Плюсы импульсных ЗУ:
- автоматизация процесса зарядки;
- хорошо реализованные защитные механизмы, вроде перегрева или переплюсовки;
- подходит для большинства АКБ;
- сравнительно небольшие габариты и вес;
- демократичная стоимость.
Минусы:
- сложность обслуживания;
- посредственная ремонтопригодность;
- создание радиопомех.
По каким критериям нужно подбирать аппарат
Здесь многое зависит от характеристик транспортного средства и имеющихся навыков автолюбителя. Часто производитель авто указывает в спецификации к ТС подходящее для обслуживания оборудование, в том числе разновидности зарядных устройств.
Автомат или нет
Те, кто привык полностью контролировать процесс зарядки категорически не приемлют полностью автоматические устройства. Такой подход оправдан сохранением эксплуатационных качеств АКБ. Дело в том, что автоматические режимы – это усреднённые значения, тогда как производитель ТС может рекомендовать другие параметры тока и напряжения.
Оптимальный вариант – полуавтоматические устройства, где есть возможность подогнать ключевые показатели под необходимую норму. В продаже встречаются специализированные ЗУ для каких-то конкретных аккумуляторов.
Выбор по режимам работы
При выборе ЗУ следует обратить внимание на два наиболее полезных режима – десульфатация и быстрая зарядка (Boost). Другой продвинутый функционал, вроде возможности подпитки сразу нескольких АКБ будет попросту лишним для рядового автолюбителя.
Режим десульфатации
От жары и холода, а также полного разряда на пластинах в аккумуляторе образуются агрессивные сульфаты, что приводит к падению плотности электролита, равно как и быстрому выходу из строя АКБ. В запущенных случаях батарея теряет до 80% своей ёмкости.
При включённом режим десульфатации батарея заметно дольше заряжается, но при этом пластины будут очищены от посторонних окисей. Таким образом можно вернуть былую ёмкость АКБ.
Быстрая зарядка
Это экстренная мера, но иногда вынужденная. Режим Boost позволяет быстро подпитать АКБ: на батарею подаётся увеличенный сверх нормы ток. Как правило, 15-20 минут в таком режиме хватает для запуска двигателя. Но злоупотреблять этой функцией нельзя, иначе ресурс АКБ будет резко снижаться.
Выбор по силе тока и пуска
Здесь необходимо учитывать характеристики АКБ, указанные в спецификации. Оптимальные параметры рассчитываются с оглядкой на ёмкость батареи. Ток должен быть равен 0,1 * Х, где Х – это максимальная ёмкость АКБ.
К примеру, имеется батарея на 55 А*ч. Для неё подойдёт зарядное устройство с отдачей тока в 5,5 ампер. Можно приобрести оборудование с меньшими показателями, что чревато увеличением времени подпитки. Тогда как большие значения, используемые при экстренном пуске, снижают ресурс АКБ.
Рейтинг лучших моделей
Рассмотрим наиболее популярные ЗУ, получившие высокие оценки от отечественных автолюбителей. Все нижеупомянутые устройства рассчитаны на применение в быту. То есть профессиональная техника в список не попала.
Место | Модель АКБ | Тип | Примерная стоимость (руб.) |
1 | CTEK MXS 3.8 | Автомат | 10 000 |
2 | Автоэлектрика Т-1012А | ПЗУ | 7000 |
3 | Bosch C7 | Автомат/импульс | 7000 |
4 | ELITECH УПЗ 600/540 | Трансформатор | 13 000 |
5 | Airline ACH-10A-07 | Ручное/импульс | 3000 |
6 | Вымпел 37 | Ручное | 3000 |
7 | Aurora Sprint 6 | Автомат | 3000 |
8 | Hyundai HY 800 | Автомат | 5000 |
9 | Sturm BC1212 | Трансформатор | 6000 |
10 | Patriot BCI-10A | Автомат | 2000 |
Заключение
Полезное видео
В видео дополнительные советы по выбору зарядного устройства:
При подпитке АКБ следует придерживаться правил, обозначенных производителем, что позволит продлить срок службы батареи. Одно из таковых – использовать щадящим режим заряда. То есть выставлять значения тока в районе 3-4% от общей ёмкости аккумулятора.
Также необходимо учитывать напряжение батареи. Разница в значениях устройств на 12 и 24 В критичны. В продаже можно встретить оборудование для подпитки AGM-, GEL- и кальциевых аккумуляторов. Если АКБ используется в экстремальных условиях, быстро изнашивается, равно как и часто меняется, то такая универсальность придётся кстати.