Тест аккумуляторов 2020
Зима на носу! Пора менять дохлую аккумуляторную батарею ш новую. Но покупать надо не дешевую, а… тяжелую! Эксперты За рулем» распилили несколько батарей и объяснили, почему хорошая АКБ не только дороже, но и тяжелее.
Зачем переплачивать, если можно взять дешевле? Сопоставим приблизительные цены новых АКБ ёмкостью 60 А*ч по состоянию на сентябрь 2020 года.
Вот знакомые бренды: «Зверь» — 1450 рублей, Mutlu — 4500, Varta — 4800, Bosch-4950, Delkor — 6450 рублей. В среднем — по пять тысяч с хвостатом за батареи, не раз встречавшиеся в тестах «За рулем».
А вот недорогие батареи под раскрученными именами: Element — 2300 рублей, «Скат» — 2250, Bolk — 3000, «Автофан» — 2700рублей. В среднем вдвое дешевле!
Продавцы дешевых АКБ уверенно орудуют нагрузочный вилками, демонстрируя исправность товара, мол, у нас без обмана! И на автомобилях такие батареи поначалу ведут себя нормально, бодро раскручивая коленвалы подшефных моторов. Получается, продавцы дорогих аккумуляторов пытаются развести покупателя на деньги?
Однако по результатам испытаний во всех зарулевских экспертизах на пьедестал из года в год попадают только известные бренды. И сейчас мы своими глазами увидим, почему.
Внутренние органы
Снаружи дорогую АКБ не отличить от дешёвой. Корпуса у них практически одинаковы, а этикетка более доступного изделия может выглядеть даже симпатичнее. Однако поставим простейший опыт: измерим реальную емкость батарей.
Для экспериментов мы приобрели четыре относительно дешевые батареи на 60 Ач по цене от 2250 до 3000 pуб. Зарядили и нагрузили током в 3 А, чтобы определить ёмкость при 20-часовом разряде. Критической отметкой напряжения, соответствующей полному разряду батареи согласно ГОСТ Р 53165-2008, взяли 10,5 В. Затем вновь зарядили батареи, остудили, и нагрузили каждую заявленным током холодной прокрутки при минус 18* С АКБ.
Дальнейшие замеры проводить не стали, потому что ясно: все батареи уже «провалились». Заявленный ток не выдают, фактическая ёмкость гораздо меньше заявленной. Но в чем причина провала?
Ответ подсказали электронные весы. Масса испытанных батарей составила от 12,6 кг до 13,8 кг. А, например, успешно показавший себя в прошлых тестах аккумулятор Tyumen Battery Standard весит 15,9 кг при той же заявленной ёмкости! Разница — в несколько килограммов.
За годы проведения аккумуляторных экспертиз у нас набралась приличная статистика, готовая подтвердить: как правило, облегченная батарея — это плохая батарея! Так, в экспертизе семилетней давности (ЗР № 11,20 13) места в хвосте турнирной таблицы (с 24 по 27) заняли как раз самые дешёвые и при этом лёгкие АКБ. И за эти годы ситуация ничуть не изменилась.
Как масса батареи может быть связана с её электрическими характеристиками? По величине массы косвенно можно судить о количестве свинцовых пластин в корпусе. Как известно, для появления напряжения на клеммах аккумулятора достаточно всего одной пары пластин-электродов, но энергоёмкость такой батареи будет ничтожной. Поэтому в каждую из шести банок-ячеек загружают по два полублока положительных и отрицательных пластин. Если их количество будет недостаточным, то и толку от таких «внутренних органов» будет немного.
А сколько пластин внутри тестируемых батарей?
Результаты испытаний показали…
Балаганов с Паниковским пилили гирии напрасно. Мы же распилили четыре АКБ — и были вознаграждены.
Сначала под ножовку угодили батареи дешевые — Bolk 6 СТ-60 VL и «Русская звезда» 6CT-60N. Сразу стало ясно, что ячейки батарей заполнены не до отказа. Внутри «Русской звезды» мы даже обнаружили куски пластика, обеспечивающие плотную посадку тощих полублоков. Впрочем, для чистоты эксперимента «убили» ещё пару АКБ: подороже, потяжелее и с хорошей репутацией.
Из отечественных взяли Tyumen Battery Standard, из импортных — Medalist SMF 56031. Вскрытие подтвердило старое правило: производители АКБ, продающихся по демпинговым ценам, недокладывают в них дорогого свинца. Если в нормальных батареях мы обнаружили по 12 пластин в каждой ячейке, то в облегченных — в полтора раза меньше! Отсюда и нехватка ампер-часов.
Тем, кому число пластин ни о чем не говорит, советуем обратить внимание на их суммарную поверхность в пересчете на батарею. Чем больше площадь, тем значительнее ток, который может выдать батарея в стартерном режиме разряда, тем выше может быть запас её энергии. Так вот, параметры тюменской батареи почти на 68% превосходят показатели «Русской звезды». Это игра в одни ворота.
Как на рынке!
Как же работают легкие батареи? А как умеют, так и работают. Обман состоит лишь в том, что вас обвесили. Почти как на рынке: просили два килограмма баранины, а вам всучили полтора. Купленная баранина при этом остается бараниной — кушать её можно, только порции уменьшатся.
Та же ситуация и с нехваткой ампер-часов: батарея малой ёмкости первое время будет справляться со своими обязанностями, особенно если на дворе лето. Но с приближением холодов и ростом требуемого (пускового) тока сказка быстро закончится. Использование АКБ с малым количеством пластин приводит к возрастанию плотности тока на их поверхности. А это крадет ресурс. Поэтому, если разработчики автомобиля предписывают использовать АКБ на 60 А-ч, то никакие 40 А-ч для замены не годятся. Больше — пожалуйста, меньше — нельзя.
За АКБ — с безменом
Решились на покупку новой АКБ? Самое простое правило — с ходу игнорировать неизвестные бренды с названиями типа «Синяя лошадь» и т. п. Статистика журнала «За рулем», накопленная с прошлого века, уверенно отделяет «бабочек-однодневок» от твердых профи, стабильно выдающих год за годом достойные параметры. Испытания зарулевского уровня на серьезной технической базе давным-давно не проводит никто. Поэтому из всего многообразия имён остается довольно ограниченный выбор проверенных марок: это батареи Тюменского завода, изделия корейской фирмы Delkor, турецкие Mutlu, а также европейские Topla, Tab и ещё несколько имен.
Выбирая АКБ, старайтесь брать самую большую из подходящих под штатное место в вашей машине. Не слушайте байки про то, что батарея повышенной ёмкости будет недозаряжаться — это чепуха. Не ошибитесь с полярностью: большинство автомобилей не позволяет разместить АКБ с неродным расположением клемм, потому что длины штатных проводов может не хватить. Не забывайте, что клеммы на «европейках» и «азиатках» различаются как по форме, так и по расположению.
И помните, что хорошая батарея при прочих равных должна быть тяжелой! Знать это не помешает.
СТРАДАЮТ ВСЕ
Сергей ОРЛОВ Директор Национальной ассоциации производителей источников тока «РУСБАТ», председатель технического комитета Росстандарта ТК044 «Аккумуляторы и батареи», член Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии высказал свое мнение о проблеме.
Фальсификация тех. характеристик наносит серьезный ущерб как потребителям, так и производителям стартерных аккумуляторных батарей. Ведущие российские заводы производят современные свинцовые батареи, не уступающие по уровню технологий, качеству и характеристикам импортным аналогам. Но так называемые «незаводские» или частные торговые марки заказывают на производстве и выпускают на рынок облегченные батареи класса «эконом».
Ассоциация «РУСБАТ» решительно против фальсификации — несоответствия заявленных технических параметров на батареи фактическим показателям. На АКБ должны быть указаны фактические характеристики и ГОСТ Р 58165-2008, которые должны соответствовать технические параметры.
Мы рекомендуем, верить только известным заводским брендам. В этом случае вы приобретаете батарею, за которую завод несет ответственность, а её свойства подтверждены периодическими испытаниями. Перед покупкой АКБ изучите линейку завода-изготовителя на его официальном сайте.
В случае выбора «незаводской» торговой марки вы рискуете собственной безопасностью, которая дороже любой экономии.
Производителям и продавцам аккумуляторов эконом-серий мы советуем проявить смелость указывать на батареях фактическую емкость и ток холодной прокрутки. Обманывая покупателя Вы потеряете его на всегда.