Тест аккумуляторов За Рулем 2018
В ноябре 2018 года один самых популярных автомобильных журналов России За Рулем выпустил очередной тест аккумуляторов для автомобилей. Для теста были взяты АКБ в корпусе L3. Этот размер аккумуляторов подходит на Газели, Логаны, Ларгусы, Альмеры и т.д. популярные авто. Корпус такой батареи на 3,5 см длиннее, нежели «жигулевский» размер L2. Сам стандарт L3 подразумевает габариты 27,8 см в длину, 19 см в высоту и 17,5 см в ширину.
Содержание
- Методика теста в 2018 году
- Поехали: разрядки
- Составляем рейтинг лучших аккумуляторов 2018
- Как один Медведь за двоих отработал
- Советы от журнала За Рулем
- ТОП 13 лучших
- 13 место Varta Black Dynamic
- 12 место «Тюменский медведь»
- 11 место Globatt
- 10 место Актех
- 9 место Titan EuroSilver
- 8 место Westa Red
- 7 место Зверь
- 6 место GS SMF096
- 5 место TAB Polar
- 4 место Mutlu
- 3 место Medalist SMF 57412 Premium Battery
- 2 место American SMF 48-770 Premium Battery
- 1 место Tyumen Battery Premium
Методика теста в 2018 году
Журнал За Рулем в этот раз брал не одну батарею, а сразу две — видимо на тот случай, если вдруг одну купят бракованную (ну не прерывать же из-за этого испытание). Также такой подход позволит снизить погрешность измерений и сделать тест более корректным. Но и этих изменений испытателям оказалось мало, поэтому ток разряда решили увеличить.
Когда день икс пришел – коллектив ЗР дружно закупил в автомагазинах и рынках 26 АКБ – по 13 пар разных марок. Самым дешевым этой чертовой дюжины брендов оказался Лось (она же «черная Тюмень», она же «ТАЗ») – за нее сотрудники отдали порядка трех тысяч двадцати рублей. Самой же дорогой, но не менее популярной стала АКБ TAB (она же Topla, она же ранее была Moratti) – за 2 синих моноблока спекулянты запросили 12700 руб. — по 6350 рублей за каждую.
Так как эксперты ЗР покупали батареи не для себя, а для тестов, то, как они сами признались, не все батареи приобрели свежие и полностью заряженные. Какие именно батареи застали динозавров осталось тайной, видимо посчитав, что зарядив аккумулятор на зарядном устройстве, они смогут вернуть батареи состояние новой батареи и на тест это не повлияет. При этом совсем непонятно как ее хранили и судя по тому, что купили их разряженными, при продаже их не проверяли ни ЭДС, ни напряжении под нагрузкой. То есть по факту были куплено 26 котов в мешке.
Поехали: разрядки
Для тестового полигона был выбран НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России со своим технически сложным оборудованием. Так как этого оборудования там много, подопытные образцы погоняли на разном и при разной температуре, чтобы вывести токи на чистую воду.
Все знают, что основная характеристика автомобильных батарей – это их емкость, которая обязательно указывается на этикетках европейских аккумуляторов (в отличие от азиатских). Второй важной цифрой на этикетке является пусковой ток или ток холодного пуска. Если первая величина характеризует время, в течение которого можно крутить стартер или светить лампочкой, то вторая величина отвечает за скорость прокрутки стартера (особенно важно в мороз). Тестеры За Рулем решили в этот раз измерить более понятную всем резервную емкость – время, на протяжении которого автомобиль может проехать с неисправным генератором с основными потребителей. Так как каждый автомобиль потребляет свой ток для прохождения стометровки, решили взять условный ток в 25 Ампер.
1 Этап теста: резервная емкость
В результате испытаний лучший результат показал корейский Американ – 158 минут, а худший у Varta – всего 102 минуты. Результат Варты не оправдывает ожидания экспертов, ведь хоть соотношения цена/качество у черной Варты не лучшие, чтобы выдала такой слабый ток, здесь уж не верится – возможно Варта уже имела сульфатацию из-за неправильного хранения.
2 этап теста: энергия пуска
Вторым испытанием стало измерение энергии пуска заявленным током. Данное испытание теста характеризует энергию, которую способна выдавать АКБ при существенном минусе за окном — чем выше результат, тем лучше, т.е. тем быстрее сможет крутиться коленвал двигателя.
Приведенная энергия пуска заявленным током при -18 °С характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки (1ХП) в течение 30 секунд, затем регистрируют напряжение (U30) на ее выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током, равным 60% от заявленного 1ХП, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В (при более низком напряжении в бортсети автомобиль считается неработоспособным). Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 0,31хп* (U30-6,0)*t6.
Таким образом, по методике теста можно было выявить лидеров и аутсайдеров на равных дистанциях и при равных условиях.
3 этап теста: приведенная энергия при -18 градусах
Третьим этапом стало измерение приведенной энергии тока. Методика в чем-то схожа с измерением пуска заявленным током, но имела некоторые нюансы. Дело в том, что при проведении этого испытания внимание на цифры на этикетке не обращают и АКБ разряжают условным током в 640 А при тех же -18 градусах.
Сначала батарею разряжают единым для всех током 640 А в течение 30 секунд и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током 384 А (640 х 0,6 = 384) до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 192-(U30-6,0)-t6.
4 этап теста: приведенная энергия при -29 градусах
Как и в прошлом испытании, батарею разряжают токов в 640 Ампер, но теперь уже при условиях сибирского мороза в -29 градусов – вполне реальным для России морозом.
5 этап: прием заряда
Прием заряда при постоянном внешнем напряжении зарядного тока косвенно характеризует способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда, при этом зарядный ток должен превышать величину, равную 0,2 от емкости при 20-часовом разряде.
Составляем рейтинг лучших аккумуляторов 2018
В каждом виде испытаний ЗР брали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл.
Остальным участникам ставили промежуточные баллы, согласно их положению между худшим и лучшим результатом. К примеру, если при замере резервной емкости лидер продержался 158 минут, а аутсайдер — 102 минуты, то участник с результатом 130 минут получал 3,00 балла. И так — для всех пяти видов испытаний.
При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получала 0 баллов. Итоговый балл для каждой батареи — это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Для каждого дуэта подсчитывалось среднее арифметическое баллов, набранных двумя батареями.
Напоминаем, что параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно различаться в разных торговых точках. То есть эта величина была подконтрольна редакции журнала и они могли в какой-то степени влиять на нее, поэтому обращать существенного внимания на нее бессмысленно – одну и ту же батарею можно купить с разницей в 30%.
Как один Медведь за двоих отработал
Так как редакцией За рулем был приобретен бракованный Тюменский Медведь, А менять его на нормальный они не захотели, то отдуваться пришлось целому Медведю в одиночку. Вполне вероятно, что будь вторая батарея куплена нормальной, тройка лидеров бы изменилась.
И это не пустые слова – обратите внимание на промежуточные результаты тестов – Медведь во многих тестах попал в тройку лучших.
А чтобы простому автомобилисту не нарваться на АКБ с дефектом всегда при покупке аккумулятора требуйте, чтобы его проверяли нагрузочной вилкой – риск купить аккумулятор с заводским дефектом был бы ниже. Помните, от брака не застрахован ни Медведь, ни Варта, ни Мерседес. Требуйте проверку при продаже и не теряйте гарантийный талон.
Советы от журнала За Рулем
Какой аккумулятор лучше купить?
Хотите понять какая батарея лучше – обращайте внимание не только на финишные результаты, но и на промежуточные. Если Вы хотите, чтобы батарея бодро крутила в мороз – берите одну из тех, которая выдала хорошую энергию пуска. Хотите быстро заряжать батарею дома – покупайте ту, которая лучше принимает заряд. Хотите дешевую – забудьте о рейтинге, ведь откровенный неликвид в тестах не присутствовал.
Полезен ли индикатор-глазок?
Когда-то его применили в качестве забавной опции, а позднее многим фирмам пришлось «подтягиваться» до общего уровня. Формально он помогает визуально оценить уровень и плотность электролита, но лишь в одной из банок! Однако при «дурном» глазке вероятность удачного пуска мотора много ниже, чем при «добром».
Зависит ли емкость аккумулятора от величины отдаваемого тока?
Еще как. Возьмем батарею-победительницу, которая показала резервную емкость 149 минут при токе 25 А. Если перемножить одно на другое, то получится 62 Ач вместо обещанных 77 А-ч. Однако ошибки нет: 77 А ч производитель гарантирует только в режиме 20-часового разряда при токе в 1/20 от заявленной емкости — то есть при 3,85 А в данном случае. Чем больше разрядный ток, тем меньше ампер-часов.
Как выбрать батарею?
1. Габариты. Покупаемый аккумулятор обязан уместиться на штатном месте — под капотом, в багажнике или под полом. Обидно при покупке ошибиться на сантиметр.
2. Полярность. Взгляните на старую батарею: где у нее «плюс», а где «минус». Клеммы на «европейках» и «азиатках» разные и по форме, и по расположению. На большинстве автомобилей разместить батарею с неродной полярностью не удастся — не хватит длины штатных проводов.
3. Бренд. Никогда не покупайте батареи с неизвестным именем, даже по очень низкой цене. Как правило, фирмы-однодневки торгуют товаром непредсказуемого качества. Мы советуем пользоваться списком победителей наших экспертиз: испытания такого уровня больше не проводит никто.
4. Цена. Она обычно зависит от бренда. Заявленные электрические параметры — ток и емкость — определяются габаритами. Не слушайте советчиков, которые будут говорить про нежелательность «излишних» токов или ампер-часов. Перед установкой на машину батарею непременно следует зарядить. После этого можно заводиться — и в путь.
Надо ли в холодный сезон перед пуском мотора включать фары, чтобы разогреть АКБ?
Раньше это считалось полезным, но сегодня эксперты поменяли точку зрения. Батарея чуть разрядится, а разогреться при этом не сможет.
ТОП 13 лучших
13 место Varta Black Dynamic
страна-производитель не указана
Ориентировочная цена – 4900 руб.
Заявленная энергоемкость — 70 Ач
Заявленная резервная емкость — не указана
Заявленный ток – 640 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 16,78 и 16,78 кг/ не указана
Габариты — 276 х 175 х 185 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – нет
Дуэт с самым громким именем оказался последним. Заявленные параметры явно не запредельные (ток-всего-навсего 640 А), при этом батареи с более серьезными заявленными токами выдавали их заметно увереннее. Резервная емкость — одна из самых низких, причем у обеих участниц. При -29 °С обе не выполнили требуемое «упражнение». И даже сравнительно невысокая стоимость не вытянула отношение цена/ качество с самого дна.
12 место «Тюменский медведь»
Россия
Ориентировочная цена – 5300 руб.
Заявленная энергоемкость — 70 Ач
Заявленная резервная емкость — не указана
Заявленный ток – 720 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 17,22 и 17,27/< 17,4 кг
Габариты — 275 х 175 х 191 мм
Газоотвод – через пробки
Контроль уровня электролита – через пробки
Глазок индикатор – да (четвертая банка, отсчет от «+»)
Откровенно жалко «сибирских мишек». Одна из батарей при первой же попытке выдать ток холодной прокрутки почти мгновенно просела ниже б В и на дальнейшие «уговоры» никак не реагировала. Пришлось другой батарее отдуваться в одиночку — и она делала это очень уверенно, наравне с лидерами! Самое удивительное, что при подсчете окончательных баллов именно отличное выступление одной батареи позволило дуэту уйти с последнего места, ведь вторая получала только нули. Иными словами, один «медведь» набрал баллов больше, чем пара-аутсайдер.
11 место Globatt
страна-производитель не указана
Ориентировочная цена – 4800 руб.
Заявленная энергоемкость — 75 Ач
Заявленная резервная емкость — не указана
Заявленный ток – 750 А (CCA)
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 17,89 и 17,71 кг
Габариты — 276 х 175 х 188 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – есть (вторая банка, отсчет от «+»)
С учетом результатов прошлогодней экспертизы нетрудно сделать вывод: у этого бренда всё те же проблемы! Страна-производитель не указана, заявленный ток выдает хуже всех, при -29 °С очередной незачет. И соотношение цены и качества никудышное. Достоинств мы вновь не обнаружили.
10 место Актех
Россия
Ориентировочная цена – 4700 руб.
Заявленная энергоемкость — 77 Ач
Заявленная резервная емкость — не указана
Заявленный ток – 680 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом – 16,96 и 17,41 кг
Габариты — 276 х 179 х 189 мм
Газоотвод – через пробки
Контроль уровня электролита – через пробки
Глазок индикатор – нет
Эта пара не порадовала ничем, включая цену. Ни в одном испытании участницы не заработали даже троечку, а на сильном морозе померли совсем. Заметен разброс по массе — почти полкило. Хвалить не за что.
9 место Titan EuroSilver
Россия
Ориентировочная цена – 5400 руб.
Заявленная энергоемкость — 76 Ач
Заявленная резервная емкость — не указана
Заявленный ток – 730 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 18,10 и 18,07 кг/не указана
Габариты — 276 х 175 х 190 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – через пробки
Глазок индикатор – нет
Для российских аккумуляторных батарей такая цена представляется завышенной. Все параметры — на среднем уровне. При -29 °С батареи не сдюжили. Восторгаться нечем.
8 место Westa Red
страна-производитель не указана
Ориентировочная цена – 3780 руб.
Заявленная энергоемкость — 74 Ач
Заявленная резервная емкость – 124 мин
Заявленный ток – 740 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 18,40 и 18,42 кг/< 19,5 кг
Габариты — 276 х 175 х 190 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – через пробки
Глазок индикатор – нет
Повеселили заявления на этикетках: «Мощно заряжен» и «Антимороз -40 °С». Уже при -29 °С обе батареи померли через 27 секунд — какие уж там минус сорок. Похвалить можно лишь за сравнительно невысокую цену.
7 место Зверь
Россия
Ориентировочная цена – 5200 руб.
Заявленная энергоемкость — 77 Ач
Заявленная резервная емкость – не указана
Заявленный ток – 720 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 18,57 и 18,66 кг/не указана
Габариты — 276 х 174 х 189 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – есть (третья банка, отсчет от«+»)
Звери выступили вразнобой. Разница в резервной емкости — десяток минут, на 29-градусном морозе одна батарея продержалась вдвое дольше другой. В одном эта пара была единодушна: оба Зверя отказали до финиша. Цена для отечественного изделия высоковата.
6 место GS SMF096
страна-производитель не указана
Ориентировочная цена – 5000 руб.
Заявленная энергоемкость — 75 Ач
Заявленная резервная емкость – не указана
Заявленный ток – 700 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 18,03 и 17,98 кг/не указана
Габариты — 277 х 175 х 191 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – есть (пятая банка, отсчет от«+»)
Батареи, занявшие шестое место, выступили ненамного лучше тех, что расположились на десятой ступеньке. Все оценки — ниже тройки, цена не подарок. И вдобавок -обморок обеих участниц на 29-градусном морозе.
5 место TAB Polar
Евросоюз
Ориентировочная цена – 6350 руб.
Заявленная энергоемкость — 75 Ач
Заявленная резервная емкость – не указана
Заявленный ток – 750 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 18,03 и 17,98 кг/не указана
Габариты — 275 х 174 х 187 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – через пробки
Глазок индикатор – есть (пятая банка, отсчет от«+»)
Одна из батарей показала резервную емкость 133 минуты. Хороший результат! Заявленный ток-один из самых высоких в нашей экспертизе. Но мало заявить — надо продемонстрировать достойную энергию, а с этим дела хуже. Особенно при -29 °С: обе участницы не сдюжили.
4 место Mutlu
Турция
Ориентировочная цена – 5600 руб.
Заявленная энергоемкость — 75 Ач
Заявленная резервная емкость – не указана
Заявленный ток – 720 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 18,03 и 17,98 кг/не указана
Габариты — 278 х 175 х 191 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – есть (четвертая банка, отсчет от«+»)
3 место Medalist SMF 57412 Premium Battery
Корея
Ориентировочная цена – 5700 руб.
Заявленная энергоемкость – 74 Ач
Заявленная резервная емкость – 140 мин
Заявленный ток – 680 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 17,72 и 17,76 кг/не указана
Габариты — 276 х 173 х 188 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – есть (пятая банка, отсчет от«+»)
Непривычное для Медалиста третье место объясняется просто: батареи на морозе недотянули секунду-две до финиша. Обидно, но за это испытание -единица, былые заслуги не в счет. Впрочем, до второй ступеньки пьедестала батареи всё равно не добрались бы: проверку током холодной прокрутки они тоже прошли без привычного блеска. Но бренд остается в списке уважаемых: зарулевскую бронзу просто так не заработаешь.
2 место American SMF 48-770 Premium Battery
Корея
Ориентировочная цена – 5900 руб.
Заявленная энергоемкость – не указана
Заявленная резервная емкость – 155 мин
Заявленный ток – 770 А (CCA)
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 17,68 и 17,70 кг/не указана
Габариты — 276 х 174 х 189 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – нет
Глазок индикатор – есть (пятая банка, отсчет от«+»)
После первых замеров эксперты заявили, что победитель известен: корейские аккумуляторы дружно выдали великолепную резервную емкость — 156 и 158 минут, уверенно победив в этой номинации. Ради интереса мы измерили и реальные ампер-часы — аж 80! Оба образца с огромным запасом оторвались от остальных участников, спокойно выдержав и температуру -29 °С. Заявленный ток-самый высокий среди показанных в экспертизе. За такое изделие и заплатить не жалко. Но этого хватило лишь для второго места. Рекомендуем!
1 место Tyumen Battery Premium
Россия
Ориентировочная цена – 3620 руб.
Заявленная энергоемкость — 77 Ач
Заявленная резервная емкость – не указана
Заявленный ток – 640 А
Измеренная (по двум образцам)/заявленная масса с электролитом — 19,09 и 18,97 кг/20,5 кг
Габариты — 276 х 173 х 188 мм
Газоотвод – центральный
Контроль уровня электролита – через пробки
Глазок индикатор – нет
Честно говоря, мы не надеялись, что премиальные «сибирячки» смогут потягаться с прекрасным корейским дуэтом на равных. А они, уступив первый раунд (оценка резервной емкости), выиграли все остальные! Причем всякий раз побеждала не какая-то одна из батарей, а обе! Чистое первое место безо всяких «если».
По соотношению цены и качества тоже победа. Наши поздравления Тюменскому аккумуляторному заводу!
Журнал За рулем не останавливается на достигнутом и обещает в ближайших выпусках выдать тест батарей долгожителей.